Игумения Сергия (Ежикова): Содержательный план новой службы – источники и рекомендации по составлению
Ваши Высокопреосвященства, досточтимые участники чтений!
Думаю, что то, о чем буду говорить, известно здесь присутствующим. Это некое краткое напоминание и обобщение.
Богослужебные тексты – это словесная икона Святого или Праздника. В высшем своем проявлении гимнографические тексты являются Литургическим Богословием.
Желательно стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, запечатлеть оригинальные события и черты, с другой – сделать это, контексте Священного Писания и Предания, святоотеческих творений и истории Церкви, в русле Богослужебной традиции. Особо важен в Богослужебном тексте предназначенном для молитвы, дух молитвенный. Здесь полезно вспомнить слова Преподобного Никодима Святогорца: «Ты можешь очень умную сложить речь к Богу, но это не будет молитва, а сочетание слов и мыслей без духа молитвенного. Не делай так. Без тщеславия и самомнения не обойдешься, а эти порождения заглушают молитву настоящую и подавляют ее»[1].
Источники
В числе источников сведений, необходимых для составления службы, находятся сказание об иконе или житие Святого. Очень важно изучить современную историографию, как местные исследования, так и сводные – например, в Православной энциклопедии.
Если икона Божией Матери почитается или святой подвизался и пострадал в нескольких епархиях, это нужно изначально учитывать, чтобы содержание службы было как можно более полным и текст был актуален для всех мест почитания. Желательно в процессе подготовки службы организовать взаимодействие между епархиями. Иногда на местах имеются краеведческие сведения, которых нет в общем доступе.
Важно знать и понимать, в каких исторических обстоятельствах подвизался и страдал Святой, кто были его сподвижниками, определить особо значимые для него храмы, монастыри, географические места. И события излагать следует сообразно историческим фактам. Если, например, Святой подвизался отшельником, а после его смерти на месте его подвигов была основана обитель, то некорректно писать, что он сам основал обитель, как это пишется о тех, кто действительно основал, собрал братию, дал устав. Его подвиг предварял, содействовал – нужно со вниманием отнестись к деталям, подобрать соответствующие слова.
При составлении служб Новомученикам необходимо изучить Новейшую историю Русской Церкви, и в целом, и детально по региону, где служил Святой. Встречаются сложные обстоятельства в связи с церковными разделениями ХХ века. Следует очень корректно, взвешенно к ним относиться, не помещать в текст службы такие фразы, которые могут быть поняты двусмысленно.
Нужны также актуальные сведения о том, сохранились ли чудотворная икона или мощи Святого в период гонений, или обретены ли мощи вновь прославленного Святого; где и как совершается в настоящее время почитание Святыни или Святого; восстанавливается ли разоренная обитель, основанная Святым, или храм, где он служил; освящен ли храм в честьСвятого или Святыни; сведения о чудотворениях, если есть.
Если, например, чудотворный образ утрачен, а от современных списков чудеса не явлены, то некорректно писать, что прибегаем к самой чудотворной иконе. Вариант: чудеса от иконы Твоея благодарно прославляюще/воспевающе/поминающе (имеются в виду древние чудеса).
Ряд Епархий помещали в справки изображения икон Святых, это очень хорошо. Если не затруднит, то желательно и фотографию места служения Святого приложить (храма, обители)– архивную и современную, и фото мощей. Подобным образом и в отношении икон Божией Матери. Все это помогает восприятию Богослужебных текстов.
В итоге нужна историческая справка со сведениями вплоть до настоящего времени, со ссылкой на источники.
Важными источниками для раскрытия образа Святого являются его творения, наставления, дневники и письма, если они сохранились. Желательно в службу помещать изложение оригинальных мыслей и слов[2].
Также драгоценные черты духовного облика Святого можно почерпнуть из свидетельств о нем других Святых, подвижников благочестия или иных знавших его лиц.
Чтобы глубже осмыслить и воспринять подвиг Святого, необходимо подобрать соответствующие цитаты из Священного Писания, творений древних и новых Святых отцов и учителей Церкви[3]; изучить ряд ранее составленных (древних и новых) Богослужебных текстов святым, подвизавшихся подобным образом (если те или иные тексты заимствованы, то указывать в примечаниях). Аналогично и в отношении чудотворных икон.
Если составитель предлагает корректировать ранее составленные Богослужебные тексты (в том числе вновь выявленные древние, которые не вошли в Минеи), то нужно приложить исходный текст со ссылкой на источник и обосновать вариант с изменениями.
Чем содержательнее будет использованный при составлении службы материал, тем полнее будут раскрыты образ Святого или почитание чудотворной иконы.
Чем полнее будут представлены в Комиссию сведения об источниках, тем легче будет членам Комиссии воспринять конкретные обстоятельства и дать отзыв на представленный Богослужебный текст.
Общие просьбы следующие:
- обращать внимание на то, чтобы наименование иконы Божией Матери, Святого, дата празднования, список Собора Святых соответствовали документам об установлении празднования или канонизации; прилагать копии документов об установлении дат памяти местночтимых Святых, так как этих дат нет в общецерковном календаре.
- всегда делать ссылки на использованные источники.
План службы
При работе над текстом рекомендуется составлять содержательный план и прикладывать его к материалам, направляемым в Комиссию. Некоторые составители излагали план в подробных тематических комментариях к службе, но лучше, если он будет выделен.
Примеры общих направлений, по которым может строиться план, следующие.
Службы Матери Божией в честь Ее икон
История явления/написания иконы.
Последующие события, связанные с иконой.
Описание чудес с молитвенными прошениями о нас.
Почитание иконы в древности и в наше время (если в нескольких местах особо почитается, то лучше все места упомянуть).
Значение образа для Церкви и Отечества.
Если много чудес от иконы, можно их расположить по тому или иному принципу, например, в каноне (по хронологии, по видам чудес и т.д.). Если два канона, то второй можно посвятить чудесам.
Службы Соборам Святых
Требуют особого труда по изучению и систематизации исходного материала, осмыслению и сопоставлению подвига разных Святых.
В зависимости от количества Святых в соборе, продумать, как объединить имена. Возможны варианты:
- иерархический порядок (по ликам), внутри лика – по хронологии;
- географический порядок – по местностям и затем по хронологии;
Или если в местности святые одного лика, то по хронологии; если нескольких ликов, то по иерархии, и перечислять в лике по хронологии;
- по общности подвига (роду или месту, или времени).
- возможно тропари древним Святых поместить в первых песнях, Новомученикам — в 7 и(или) 8, сообразно теме песен.
- святые жены по традиции помещаются после святых мужей (9 песнь, в целом, или последние тропари песней, стихиры), за редким обоснованным исключением. Например, Равноап. кн. Ольга в каноне Русским Святым по хронологии перед Равноап. кн. Владимиром.
Также в 9 песни можно поместить тропарь всем явленным и неявленным Святым, как в каноне Русским Святым; или тропарь усопшим подвижникам, по образу того, как почтены погибшие не прославленные воины в службе Благ. кн. Димитрию Донскому.
Можно продумать, как поместить прошения особо почитаемым в епархии вселенским или общерусским Святым, в Богородичных воспеть чтимые иконы или заступление Матери Божией, явленное на этой земле.
Главное, чтобы в этой особо значимой для каждой митрополии или епархии соборной службе в целом была целостность и полнота по содержанию, стройность по мысли и форме.
Службы Святому или Святым, подвизавшимся (пострадавшим) вместе
План службы одному Святому зависит от объема имеющихся о нем сведений, его творений, писем.
Если материала достаточно, то, чем более он будет использован, тем лучше. Возможно расположить текст по вехам жития Святого, восхождения его от силы в силу. Цитаты из наставлений Святого желательно соотносить со Священным Писанием и творениями Святых отцов, чтобы показать его согласие с ними.
Если фактов сохранилось мало, возможно большее внимание уделить раскрытию значения подвига, молитвенным обращениям, сравнениям с подвигами других Святых.
О Богородичнах
Там, где позволяет Устав, в службах Святым Богородичны как стихир, так и седальнов, светильна, и особенно песней канона могут быть соотнесены с чтимыми иконами Божией Матери, или с событиями заступления Божией Матери, особенно это желательно в службах Соборам Святых.
Перечисление примеров направлений ориентировочное, состав и последовательность определяется сообразно материалу и обстоятельствам. Каждое празднование имеет свои особенности. Важно, чтобы служба воспринималась как единое целое и по форме, и по содержанию, мысли были расположены стройно и гармонично, имеющиеся сведения были отражены в возможной полноте.
Рекомендации по составлению
Место текста в Богослужебном круге
Сразу нужно учитывать место памяти в годовом Богослужебном круге – если это период пения Триоди, Праздник, предпразднство или попразднство, неделя или день памяти великого Святого – нужно продумывать соединение.
В древних и некоторых современных песнопениях не только соединение учитывается, но и тематика праздника влияет на содержание текста.
Кондак Первомученику архидиакону Стефану в попразднство Рождества Христова: Влады́ка вчера́ нам пло́тию прихожда́ше,/ и раб днесь от пло́ти исхожда́ше./ Вчера́ Ца́рствуяй пло́тию роди́ся,/ днесь раб ка́мением побива́ется …
Преподобному Феодосию Великому, в попразднство Богоявления, славник на Господи, воззвах: Преподо́бне о́тче,/ я́ко гра́д жива́го Бо́га,/ возвесели́ша свяще́нную твою́ ду́шу ре́чная стремле́ния,/ воды́ оставле́ния проше́дшаго Иорда́н/ …
И в Богородичнах подобным образом.
Особый случай – когда Собор Святых митрополии или епархии установлен в день памяти особо чтимого в данной области Святого, которому в Минее уже имеется бденная служба. Просьба пояснять, как планируется совершать службу – соединять или переносить службу Святому на ин день.
Оригинальные черты и динамика частей службы
Профессор Михаил Николаевич Скабалланович в серии «Христианские праздники» характеризует разные виды Богослужебных текстов в контексте их места в службе. Приведем краткое изложение его мыслей. Это общие черты, в каждом конкретном тексте могут быть свои особенности.
Стихиры
Характер стихир восходит по нарастающей от Господи воззвах до стихир на хвалитех.
На Господи воззвах – как начальные, эти стихиры изображают суть события (подвиг Святого или Святых) с самой общей, но и самой возвышенной точки зрения, зрят в основу и глубину.
Лития – содержание стихир не столь принципиальное, как на Господи воззвах, хотя торжественнее по гласу и месту на службе. Здесь есть возможность всесторонне раскрытьзначение праздника или памяти Святого. Фоном является тем исхода, прехождения (соответственно исхождению в притвор храма) и усиленного моления. Обычно это стихиры просительного характера, отличаются усердием и смирением.
Стиховня – стихиры торжественнее и величественнее, чем на Господи, воззвах, но содержат более субъективное восприятие. Умилительные, славословные, возносят горе.
По 50-м псалме – стихира занимает изолированное место на службе, особенно выразительная и краткая.
Хвалитные – заключительные стихиры, превосходят другие восторженностью в соответствии с сопровождающим их хвалитным псалмом, обозревают значение праздника во все времена, в т.ч. и для нас.
Совсем кратко можно характеризовать циклы стихиры так, по образу из послания к Ефесянам: «Широта, и долгота, и глубина, и высота» (Еф. 3, 18).
Воззвах-глубина | Лития-широта | Стиховня-высота | Хвалитех-Долгота /дний/ |
Эпические, зрят в основу и глубину | величественные, в то же время просительные и смиренные | торжественные, но и умилительные | Восторженные,воспевают значение во все времена |
Тропарь и кондак
Тропарь как важнейшая и чаще других употребляемая церковная песнь, в самой сжатой форме дает изображение праздничного события с внутренней стороны, а кондак – с внешней, или наоборот. Не должно быть совпадения в содержании этих песен.
Нужно обязательно сопоставлять тропарь и кондак. Хотя в службе они расположены относительно далеко друг от друга, но на часах, на Литургии и на современных кратких молебных пениях читаются или поются почти подряд, поэтому важно учитывать вышеизложенную рекомендацию об их отличии.
Седальны
Значение седальнов, как и стихир, восходит по нарастающей. Характерным для них является образность, сила выражений.
Седальнам по кафизмах свойственен умилительный характер. Как первые оригинальные песнопения утрени, они могут воспевать празднование с основной, общей точки зрения.
Также в них возможно, например, воспеть значимые, назидательные события из жития Святого, или изложить его наставления.
Седален по полиелеи – важнейший и всеобъемлющий из седальнов, как находящийся в самой радостной, торжественной части службы.
Величание и избранный псалом
Величание и избранный псалом обычно традиционные, но могут быть особыми.
Замечательным опытом в составлении новых величаний и избранных псалмов (в частности, Русским Святым и прославленным на Руси иконам Божией Матери) является труд Святителя Афанасия (Сахарова) «Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем», к которому возможно обращаться при составлении новых служб. – К сожалению, опубликован не полностью, часть осталась в рукописи/машинописи – еще ждет опубликования.
Значительная часть (с сентября по август) помещена в сборнике «Славы Божия ревнитель», изданном Сретенским монастырем в 2006 году. –
Святитель Афанасий (Сахаров). «Величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем». // Славы Божия ревнитель: жизнеописание и труды исповедника епископа Афанасия (Сахарова). Сост. Катышев Г.И. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006.
Еще часть общих величаний и псалом избранных из этого труда (тринадцать) опубликована в приложении к статье И.М. Никитина. – Никитин. И. М. Литургическое творчество или традиция? Величания и псалмы избранные по архивам святителя Афанасия, епископа Ковровского / И. М. Никитин // Материалы VIII международной студенческой научно-богословской конференции : Cборник докладов, Санкт-Петербург, 18–19 мая 2016 года. – Санкт-Петербург: Религиозная организация — духовная образовательная организация высшего образования «Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви», 2016. – С. 365-376.
https://api.spbda.ru/uploads/3abfbf22fe3253185d6e5ecdc8db8159.pdf
Возможен творческий подход и к помещению новых стихов на стиховне.
Канон
Если есть возможность, хорошо, когда у канона есть краегранесие. В ряде примеров краегранесие берется из Священного Писания.
Преподобноисповеднице Российской: кроме Богородичнов: Приведутся Царю девы вслед Ея. Новомученице Российской, кроме Богородичнов: Жено, велия вера твоя спасе тя.
Канон по содержанию вполне самостоятелен. Важно, чтобы многогранное воспевание в нем Божией Матери или Святых было выстроено по определенному замыслу и в той или иной мере соответствовало общим темам песней.
В каноне Матери Божией, например, можно органично сочетать описание Ее заступления через чудотворную икону с благодарением, назиданием и молитвой.
Воспевание подвигов Святого в каноне может излагаться хронологически, последовательно. Возможно тематически объединить события жизни, черты духовного облика и наставления Святого, сообразно темам песней канона, задаваемых ирмосами, особенно если в тропарях присутствует рефрен, соответствующий окончанию или одной из характерных тем ирмоса.
В канонах Соборам Святых, как уже говорилось, план можно выстроить по иерархическому, хронологическому и географическому принципу.
Завершается обычно канон величанием и благодарением.
Прилегающие к канону части службы
Значение прилегающих к песням канона частей службы восходит по нарастающей, так же как стихир и седальнов.
Седален по 3-й песни
не связан непосредственно с предыдущими седальнами, является первым междупеснием канона; может вписываться в общую содержательную канву канона.
Кондак и икос
— второе междупесние канона, по содержанию более значимое, чем седален.
О соотношении кондака с тропарем было сказано выше.
Икос должен соответствовать содержанию кондака, развивать мысль его и оканчиваться теми же словами, что и кондак. Желательно в икосе запечатлеть яркий, запоминающийся образ.
Едем Вифлеем отверзе… (Рождество Христово). Огради́ моя́ помышле́ния, Христе́ мой,/ и́бо Сте́ну ми́ра воспе́ти дерза́ю (Успению). Христо́в глас услы́шав, ше́ствовал еси́ в след Того́ за́поведей (Прп. Антонию Великому).
Светилен
завершает канон. Хотя по традиции он краток, но нужно стремиться к тому, чтобы в нем сочетались образность и глубокая, назидательная мысль на фоне темы о просвещении души свыше.
Умныя мои очи, / ослепленныя, Господи, от мрачнаго греха, Ты просвети, / вложив, Щедре, смирение, / и покаяния омый слезами (Эксапостиларий Недели о слепом).
Яко со́лнце светоно́сное, чуде́сными заря́ми просвеща́еши всю́ тва́рь, Гео́ргие страстоте́рпче. Темже, твою́ соверша́юще па́мять, пое́м Воскре́сшаго из гро́ба (Вмч. Георгию Победоносцу).
Подбор гласов
при составлении службы должен быть не произвольным, а следовать традиционному их применению и ходу мыслей службы.
Характеристику употребления гласов в службах двунадесятых праздников дал профессор М.Н. Скабалланович в «Христианских праздниках».
https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaballanovich/#liturgika
Позднее о содержании гласов писал протоиерей Борис Николаев в труде: Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения (издан в 1995 г.).
В дополнение к методическим рекомендациям на сайте Комиссии о гласовом оформлении последований хотелось бы обратить внимание на то, что содержание песнопения должно соответствовать традиционному употреблению гласа.
При необходимости соединения составляемой службы с иной службой этого дня, целесообразно предусмотреть гармоническое сочетание гласов песнопений обоих служб.
Рекомендуется проявлять осторожность в употреблении слов, которых нет в гимнографическом корпусе. Иногда в проекты служб помещались слова, которые не соответствуют Богослужебным текстам.
Сложность представляет описание страданий Новомучеников, отличных от древних, необходимо продумывать гимнографические эквиваленты. В этом направлении трудились специалисты ПСТГУ[4].
Заключение
В заключение можно сказать, что изложенные краткие рекомендации являются ориентировочными. Замечательно, если каждая служба имеет свои особые содержательные черты. Это особенно важно в наше время, когда прославлено очень много Святых, много среди них тезоименных в одном лике. Поэтому целесообразно так составлять текст, начиная с тропаря и кондака, чтобы было понятно, какой Святой воспевается и где он подвизался.
Надеюсь, что обмен опытом по данной теме будет продолжен и принесет взаимную пользу. Молитвами Пресвятой Богородицы, песненно Господа возвеличившей, и Святых отец наших, особенно Святых песнотворцев, да дарует нам Господь, как поется в известной стихире: Все приемше умное сияние Святаго Духа … краткими глаголы и многим разумом[5], чистым сердцем трудиться на поприще гимнографии для Святой Церкви.
Благодарю за внимание.
[1] Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава сорок девятая. О молитве своей, самим молящимся слагаемой.
[2] См. Ольга Хайлова: Наследие святого помогает гимнографу создать его точную словесную икону. http://www.patriarchia.ru/db/print/5771521.html
[3] Хайлова О. И. О применении при работе над службами новым святым принципа использования в православной гимнографии текстов из Священного Писания и творений святых отцов. Доклад на конференции «Современная православная гимнография» 9–10 февраля 2011 года в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН. http://www.ruslang.ru/doc/church-slav/11_hajlova.pdf
[4] Хайлова О. И. Гимнографические эквиваленты для отображения реалий эпохи гонений на Русскую Православную Церковь. Доклад на Международной конференции «Современная православная гимнография». (Москва, ИРЯ РАН, 21 февраля 2014 г.) http://download.pstgu.ru/DATACENTER/DIR_FILES//DIR_ZIP/prav_istor_yazik_2014.pdf
[5] Служба Святым отцам Седьмого Вселенского Собора. 2-я стихира на Хвалитех.