О комиссии — Синодальная богослужебная Комиссия Русской Православной Церкви

История создания комиссии

Важным событием нашей истории явилось празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Ещё задолго до юбилея на заседании Священного Синода 23 декабря 1980 года было принято решение: «Для осуществления подготовки к торжественному празднованию и проведению юбилея 1000-летия Крещения Руси образовать Комиссию». Затем 24 июля 1981 года в Троице-Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Пимена состоялось первое заседание созданной комиссии. На ней было принято решение о создании постоянного рабочего президиума и нескольких специализированных рабочих групп. Среди них необходимо назвать Богословско-литургическую «во главе с Высокопреосвященным митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. На эту группу, с участием других необходимых для ее работы церковных деятелей, возлагается подготовка всех богослужебных вопросов проведения юбилея». Впрочем, в Определениях юбилейного Собора о деятельности Богослужебно-литургической группы ничего не сказано. Между тем, она, по слову игумена Андроника (Трубачева), подготовила необходимые Богослужебные тексты для празднования 1000-летия Крещения Руси, а также тропари и кондаки святым, которые были канонизованы на юбилейном Соборе.

В докладе Крутицкого митрополита Ювеналия на Соборе говорится о работе, проделанной канонизационной комиссией, на основании которой были прославлены благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 19 мая), преподобный Андрей иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Маким Грек (†1556; пам 21 янв.), Московский Митрополит Макарий (†1563; пам. 30 дек.), преподобный Паисий (Величковский; †1794; пам. 15 нояб.), блаженная Ксения Петербургская (XIХ; пам. 24 янв.), святитель Игнатий (Брянчанинов; †1867; пам. 30 апр.), преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 окт.), святитель Феофан Вышенский (†1894; пам. 10 янв.). К опубликованным житиям новоканонизованных святых приложены тексты тропарей и кондаков им.

Важным вкладом в подготовку и проведение торжеств 1000-летия Крещения Руси явилось издание Издательским отделом Московской Патриархии годового комплекта Богослужебных миней. Новые Минеи явились особым событием в литургической жизни нашей Церкви, существенно отличаясь от изданий Синодального периода. Синодальные минеи содержат главные службы на каждый день года и поэтому их состав минимален. Но они существовали в окружении различных отдельных служб, издававшихся не только в центрах, Москве и Петербурге, но и в других епархиях. Новые же Минеи, их называют по цвету переплёта «зелёными», или же Патриархийными, вобрали в себя большое количество служб, которые были изданы ранее, но со временем стали библиографической редкостью, или же такие, которые существовали только в рукописном виде. Поэтому на один день могло приходиться несколько служб, или даже две службы одному празднику. Кроме того, в конце служб появились житийные справки, прориси икон, краткая библиография, а также цветные вкладыши с изображением святых данного месяца. Из-за возросшего гимнографического объёма некоторые Минеи были изданы в двух, или даже в трёх частях. После выхода сентябрьской и октябрьской Миней отец Иннокентий (Просвирнин; †1994) опубликовал статью, посвящённую этому важному начинанию. Он пишет: «Настоящее издание литургических памятников и источников агиографии Русской Церкви является важным научно-богословским вкладом в богословскую литературу Русской Православной Церкви. Издание посвящено 1000-летию Крещения Руси». При этом он отмечает также предшествующие труды на литургическом поприще святителя Афанасия Ковровского (†1962; пам. 15 окт.). В последующее время в «Журнале Московской Патриархии» в разделе «Библиография» стали публиковаться краткие статьи о выходивших Минеях, в которых указаны службы, вновь включённые в состав Богослужебных миней, источники их поступления в Издательский отдел и пр.

Подводя итог по завершении данного издания, автор статей-рецензий пишет: «Работа над Минеями продолжалась более десяти лет». В конце статьи говорится о предполагаемом продолжении работы: «Многолетняя работа над юбилейным изданием и поиски новых служб святым определили необходимость издания новой Минеи дополнительной, так как тексты служб или отдельные их части обнаруживались иногда после выхода в свет очередной месячной Минеи. Отметим попутно, что службы святым из Минеи дополнительной прежнего синодального издания (СПб., 1909) полностью вошли в новое издание месячных Миней. На необходимость издания новой Минеи, Дополнительной, указывает и канонизация некоторых русских святых, над текстами служб которым в настоящее время работает Богослужебная комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви». Однако, издания Дополнительной минеи не последовало.

На следующий год после празднования 1000-летия Крещения Руси Церковь отметила 400-летие учреждения Патриаршества на Руси, на Архиерейском Соборе были канонизованы первый Патриарх Московский Иов (†1607; пам. 19 июня) и первый Патриарх нашего времени – святитель Тихон (†1925; пам. 25 марта). На Соборе также было принято решение: «В целях скорейшей подготовки Богослужебных чинопоследований вновь прославленным святым и для решения других литургических вопросов поручить Священному Синоду образовать Богослужебную комиссию».

Поэтому на заседании Священного Синода от 16 октября 1989 года было принято решение: «Образовать Богослужебную комиссию в составе: митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим – председатель; архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек; епископ Пермский и Соликамский Афанасий; архимандрит Матфей (Мормыль) (Троице-Сергиева Лавра); игумен Андроник (Трубачев) (Московская духовная академия) – секретарь Комиссии; протоиерей Владимир Кучерявый (МДА); архимандрит Макарий (Веретенников), ректор Тобольской духовной семинарии; протоиерей Игорь Мазур (ЛДА). Председателю Комиссии дать полномочия привлекать к работе необходимых специалистов».

Владыка председатель был известен тем, что писал службы и акафисты святым, он же позаботился о канонизации святителя Мелетия Харьковского (†1840; пам. 12 февр.). Владыка Мелхиседек (†2016) очень любил Богослужение и старался по возможности ежедневно выпевать-вычитывать суточный круг Богослужения. Епископ Афанасий (Кудюк; с 1995 года – архиепископ; †2002) на Пермской кафедре много занимался книжно-просветительской деятельностью. Архимандрит Матфей был уставщиком и регентом в Лавре, а также преподавал литургику в Академии. Игумен Андроник, имея большой опыт работы с Минеями, участвовал в подготовке юбилейных торжеств в литургическом отношении и теперь продолжил работу с Богослужебными текстами в Комиссии. Архимандрит Макарий составил службу и акафист Московскому Митрополиту Макарию и передал её на утверждение в Патриархию. После учреждения Богослужебной Комиссии службу передали её председателю, а автора включили в состав Комиссии. Протоиерей Игорь Мазур на заседаниях не появлялся.

Первоначально владыка Никодим телеграммами вызывал членов Комиссии на заседание. Оно могло длиться несколько дней и проходило в Даниловском монастыре в Патриаршей резиденции. Работа была построена таким образом: на столе у каждого перед глазами лежал машинописный текст, при этом кто-то его читал, а все смотрели и внимательно слушали. По прочтении каждой отдельной стихиры, или тропаря могли возникнуть замечания, на основании которых в текст вносилась правка. Предлагая в качестве правки иной вариант текста, владыка Никодим мог добавить: «Думаю, так будет краще». Первоначально в сферу обязанностей Комиссии входило составление служб и акафистов. В Комиссию могли поступать готовые тексты, или приходилось полностью заново писать службы и акафисты. Во время работы, мы иногда, увлекаясь, могли обсуждать церковно-богословские проблемы, в таких случаях председатель говорил: «Отцi, отцi, бо нiщо не зробим».

На Соборе, избравшем Патриарха Алексия II в 1990 году, была совершена канонизация праведного Иоанна Кронштадтского (†1908; пам. 20 дек.). На заседании Синода 7 мая 1990 года митрополит Никодим представил тропарь и кондак праведному пастырю, в принятом решении говорится: «Одобрить предоставленные Комиссией тексты тропаря и кондака приснопамятному протоиерею Иоанну (Сергиеву) Кронштадтскому в связи с его предстоящей канонизацией».

26 декабря 1991 года митрополит Никодим представил на Синоде проекты тропарей и кондаков священномученикам Вениамину, митрополиту Петроградскому, и Владимиру, митрополиту Киевскому, а также святой мученице Великой княгине Елисавете в связи с их предстоящей канонизацией. Однако, они были возвращены на доработку, одновременно было дано поручение составить тропарь и кондак Собору новомучеников Российских, а также преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия. Приближался юбилей 600-летия со дня кончины преподобного Сергия Радонежского и на архиерейском Соборе 1992 года были прославлены его родители – преподобные Кирилл И Мария.

Между тем, постановления Синода от 26 декабря были последними, когда в качестве председателя Богослужебной комиссии был назван митрополит Никодим. На Украине к тому времени значительно усилились церковные нестроения и владыка Никодим, как старейший иерарх, предпринял усилия для созыва Харьковского Архиерейского Собора для решения возникших проблем. Поэтому от руководства работой комиссии он отошёл. В статье, опубликованной в «Православной энциклопедии», его председательству дана такая оценка: «Одновременно с управлением Харьковской епархией в 1989 – 1991 гг. Н[икодим] председательствовал в Богослужебной синодальной комиссии РПЦ. В этот период комиссией были подготовлены и утверждены Синодом: службы и акафисты блгв. кн. Димитрию Донскому, прп Андрею Рублеву, свят. Макарию, Митр. Московскому и всея Руси, блж. Ксении Петербургской, свт. Игнатию (Брянчанинову), свт. Феофану (Говорову), прав. Иоанну Кронштадтскому, вмч. Меркурию Александрийскому, тропари и кондаки свт. Иову, Патриарху Московскому и всея Руси, свт. Тихону, Патриарху Московскому и всея России, митрополитам священномученикам Владимиру (Богоявленскому) и Вениамину (Казанскому), прмц. Вел. кн. Елисавете Феодоровне».

Однако, указанные службы святым были представлены Синоду 11 августа 1992 года «Преосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, председателем Богослужебной комиссией». Решение было положительным: «Одобрить и благословить к употреблению девять служб». В следующий раз на заседании Священного Синода 5 октября 1994 года были утверждены «тексты тропарей и кондаков священномученикам протоиерею Иоанну Кочурову и протопресвитеру Александру Хотовицкому, представленные в связи с их предстоящей канонизацией митрополитом Санкт-Петербургским Иоанном, председателем Богослужебной комиссии». 22 февраля 1995 года митрополит Иоанн представил на утверждение в Синод акафисты Пресвятой Владычице Богородице в честь Ее иконы «Целительница» и мученику Вонифатию, которые были рекомендованы «для молитвенного употребления». За это время митрополит Иоанн (Снычев) один раз собрал неполный состав Богослужебной комиссии в Санкт-Петербурге, но на этом заседания под его председательством прекратились. Митрополит Иоанн председательствовал в 1992 – 1995 годах.

Поэтому на заседании 27 декабря 1995 года Синодом было принято решение: «Утвердить следующий состав Синодальной Богослужебной Комиссии: 1. Преосвященный епископ Орехово-Зуевский Алексий – председатель. 2. Архимандрит Макарий (Веретенников), проректор Московской Духовной академии. 3. Архимандрит Матфей (Мормыль), профессор Московской Духовной академии. 4. Игумен Андроник (Трубачев), доцент Московской Духовной академии».

Благодаря усилиям нового председателя, владыки Алексия, заседания Комиссии приняли систематический характер, они стали проходить каждый четверг в Троице-Сергиевой Лавре. Он позаботился об увеличении состава Комиссии. Пребывая в Новоспасском монастыре, он стал брать с собой на заседания в Лавру насельника обители иеромонаха Петра (Ерышалова), ныне наместник Ипатьевского монастыря в Костроме – игумен Петр. Со временем не смог посещать заседания Комиссии протоиерей Владимир Кучерявый, но к работе были привлечены московские протоиереи Сергий Правдолюбов (декабрь 2006 года) и Павел Хондзинский (2008 г.). Отец Сергий перед своим приходом в Комиссию спросил на это благословение у Псково-Печерского старца, отца Иоанна (Крестьянкина), он его благословил, добавив: «Там такие хорошие люди собрались в этой комиссии». И сам владыка Алексий также отмечал, что в Комиссии «можно работать». Изменились также условия работы, рассматриваемые тексты стали набирать на компьютере, а подключенный проектор показывал их на экране/стене, «это был прорыв» в организации работы Комиссии.

Поток поступающих в Комиссию служб постепенно стал возрастать и начались вопросы, когда будет готова та или иная служба. Податели служб «вполне соглашаются с несовершенством своих текстов, но просьба к Комиссии всегда выражается только одна: поскорее дайте нам службу или акафист в исправленном, или неисправленном, или вовсе новом виде – любом, только бы побыстрее: нам их надо издать и продавать, надо по ним служить, совсем скоро юбилейные даты и прочее». Общее количество заседаний в год достигало тридцати пяти.

Совершенствовался метод работы над Богослужебными текстами «Особенно хорошо было, когда все участники работы вместе с владыкой пропевали стихиру на указанный глас или подобен. Тогда всё и прояснялось: противоречит ли новый текст церковному духу и молитвенному состоянию или нет». При этом прояснялся даваемый новому песнопению глас, или же подобен.

17 июля 1996 года в Синоде «Слушали: Доклад Преосвященного епископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Богослужебной комиссии, о проделанной работе. Постановили: Доклад принять к сведению». Кратко и следующее сообщение от 17 февраля 1997 года, Синод утвердил представленные епископом Алексием тропари и кондаки священномученикам митрополиту Крутицкому Петру, митрополиту Серафиму (Чичагову) и архиепископу Фаддею Тверскому, постановив: «Принять и рекомендовать представленные тексты тропарей и кондаков к Богослужебному употреблению».

17 июля 1997 года было принято весьма пространное Синодальное постановление на основании материалов, представленных председателем Богослужебной комиссии. В первом пункте приведён перечень членов Комиссии, новым явилось имя священника Александра Самойлова. Его имевшийся опыт работы с гимнографическими текстами при подготовке Богослужебных миней в Издательском отделе, а также знание церковно-славянского языка явились очень ценны для работы в Комиссии. В постановлении также отмечено, что Комиссия «провела с апреля по декабрь 1996 года 13 заседаний». При этом Синодом были утверждены следующие тексты: «Служба священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому (составлена протоиереем Владимиром Кучерявым)»; тропарь, кондак и молитва преподобному Антонию Радонежскому, тропарь, кондак Собору преподобных отцов, в Оптиной пустыни просиявших; молитва ко Господу по случаю 850-летия Москвы, в основу которой взят текст молитвы, составленной святителем Филаретом Московским. Одновременно Комиссия выразила просьбу «утвердить тексты, ранее представлявшиеся в Синод и вошедшие в церковное употребление, но об утверждении которых по техническим причинам не было сообщено в журнале заседаний Священного Синода или публикация которых была сопряжена с неточностями». Таким образом были утверждены Служба Собору святых Псково-Печерских, тропарь, кондак и акафист родителям преподобного Сергия преподобным Кириллу и Марии, тропарь и кондак священномученику Владимиру Киевскому, тропарь и кондак священномученику Вениамину Петроградскому, тропарь и кондак преподобномученице Великой княгине Елисавете, тропарь, кондак и молитва святителю Филарету Московскому, тропарь, кондак и молитва преподобному Варнаве Гефсиманскому, тропарь святому Роману Сладкопевцу и молитва над святым миром. Акафисты преподобномучеице Елисавете и святым страстотерпцам Борису и Глебу, а также канон преподобным старцам Оптинским, по мнению Комиссии, подлежат дальнейшей работе по их редактированию. В Комиссию в это время могли поступать службы святым, которым уже ранее были составлены службы, поэтому священнику Н.Булгакову и П.Н.Бирюкову, представившим свою службу блаженной Ксении Петербургской, было рекомендовано «пользоваться службой блаженной Ксении, утвержденной Священным Синодом в 1992 году».

Главному редактору Издательства Московской Патриархии, епископу Бронницкому Тихону, было дано указание: издать службы новоканонизованным святым, которые утверждены Священным Синодом, и «привести Месяцеслов Православного церковного календаря (настольного) в соответствие с богослужебными Минеями 1978 – 1990 годов и службами новоканонизованным святым». Православным издательствам Синод рекомендовал при издании новых Богослужебных текстов наряду с указанием на благословение Святейшего Патриарха указывать также следующее: «Текст службы (акафиста) рассмотрен Синодальной комиссией по Богослужебным вопросам в _ году и утвержден для общецерковного употребления решением Священного Синода (дата)».

В Определениях указаны приложения: «1. Отредактированные тексты для утверждения Священным Синодом. 2. Протоколы заседания Комиссии». Одновременно было принято важное решение об упорядочении поминовения Московских Первосвятителей, поскольку в церковной практике того времени наблюдался большой разнобой: в перемежку с Предстоятелями Церкви называются епархиальные Московские архиереи, либо в хронологической последовательности их канонизации. Поэтому Синодом был указан следующий порядок поминовения Московских Чудотоврцев на молитвах «Спаси, Боже…» и «Владыко Многомилостиве…»: – «… иже во святых отец наших, Святителя Михаила, перваго Митрополита Киевского, Первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова и Тихона; митрополитов Московских Филарета и Иннокентия…». Общее постановление на основании всего рассмотренного материала таково: «Доклад принять к сведению, рекомендовать представленные тексты служб и поминовения к Богослужебному употреблению в Русской Православной Церкви».

Подробно представлен в решениях Синода отчет Комиссии о работе в первой половине 1997 года, за это время было проведено 18 заседаний. Были утверждены тропари и кондаки священномученику Петру Крутицкому, священномученику Серафиму Санкт-Петербургскому, священномученику Тверскому Фаддею, а также службы преподобным Кириллу и Марии Радонежским (составители протоиерей Владимир Кучерявый и священник Александр Самойлов) и служба преподобному Варнаве Гефсиманскому. Доклад владыки-председателя был принят к сведению, а представленные тексты были рекомендованы «к Богослужебному употребления в Русской Православной Церкви». В Определениях были приведены-опубликованы утвержденные тексты трех тропарей и кондаков, а также указан порядок «возглашения “Господи, спаси благочестивыя…” на Божественной Литургии при Патриаршем, архиерейском и иерейском служении.

6 октября 1999 года на заседании Синода был заслушан доклад «епископа Орехово-Зуевского Алексия, председателя Синодальной комиссии по Богослужению, о подготовленных Комиссией службах святителю Иову, первому Патриарху Российскому, и святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому». Представленные службы были рекомендованы «к богослужебному употреблению в Русской Православной Церкви».

В своём интервью о работе Богослужебной комиссии игумен Андроник говорит о составлении Чина «празднования 2000-летия христианства». Основным его составителем был митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Он специально приезжал с одним из преподавателей Петербургской академии на заседание Комиссии и согласился с нашими пожеланиями-предложениями. Отец игумен говорит также о специфике работы Комиссии: «На заседаниях мы обсуждаем каждую строку составляемого текста».

Следующее Синодальное решение от 20 апреля 2000 года было выражено в общих формулировках. Епископ Алексий представил доклад «о деятельности Комиссии в период с января 1999 года по апрель 2000 года», который был принят «к сведению». Была одобрена «деятельность Синодальной Богослужебной комиссии по подготовке служб, чинопоследований и других богослужебных текстов для употребления за Богослужением Русской Православной Церкви». 27 декабря 2000 года Синод заслушал доклад владыки председателя, принял его к сведению, одобрил работу Комиссии, а также постановил: «Выразить благодарность епископу Орехово-Зуевскому Алексию, Председателю Синодальной Богослужебной комиссии, и членам Комиссии за понесенные труды».

Одновременно «27 декабря 2000 года Святейший Патриарх и Священный Синод приняли “Положение о Епархиальной Богослужебной комиссии, порядке рассмотрения и рекомендации для употребления за Богослужением Русской Православной Церкви вновь составляемых богослужебных текстов” и рекомендовали епархиальным Преосвященным учреждать Епархиальные Богослужебные комиссии и организовать их работу в соответствие с этим “Положением”». Данное решение было призвано ограничить поток служб, поступающих в Синодальную комиссию.

26 декабря 2001 года Синод утвердил службу Царственным страстотерпцам, службу праведной Матроне Московской, тропари и кондаки священномученику Владимиру (Проферансову) Московскому и преподобным Иулиании и Евпраксии Московским, сёстрам Московского святителя Алексия. Решение Синода предусматривало также следующее: «Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательство Московской Патриархии для издания». 13 марта 2002 года владыка Алексий представил на утверждение Службу новомученикам и исповедникам Российским, которая была утверждена, рекомендована «к богослужебному употреблению», а также к публикации Издательством Московской Патриархии.

В результате учреждения соборных памятей святых той или иной епархии, а также после канонизации большого числа новомучеников и исповедников на Соборе в 2000 году со всей необходимостью вставал вопрос о составления множества новых служб и нагрузка на Комиссию всё более возрастала. Поэтому была начата работа по созданию общих служб новоканонизованным святым по ликам их святости.

В 2002 году Комиссия рассмотрела Устав колокольного звона, подготовленный Московским колокольным центром, «внесла в него ряд существенных исправлений и дополнений».

26 декабря 2003 года епископ Алексий представил на Синоде службы священномученику единому, святителю Филарету Московскому и Собору Эстонских святых. Они были утверждены и рекомендованы к изданию. Иногда в Комиссии возникали деликатные проблемы, редактировать ли текст, который уже используется в Богослужении. Так было со службой таллинским святым. Тем не менее, потом владыка Алексий рассказывал, как его благодарил за результаты работы комиссии митрополит Таллинский Корнилий (1992 – 2018).

Как отмечает владыка Алексий, в 2004 году Комиссией были составлены общая служба преподобномученице Российской, а также служба «святой преподобномученице Великой княгине Елисавете (ко дню прибытия в храм Христа Спасителя святых мощей преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары). Службы предполагается представить на рассмотрение Священного Синода».

16 июля 2005 года Синод утвердил общую службу преподобномученику единому. При этом было такое пояснение: «Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 мая 2003 года Синодальной Богослужебной комиссии поручено составить прославленным новомученикам и исповедникам Российским ХХ века общие службы по чинам святости по такому же образцу, как это сделано в Минее общей. Ранее на заседаниях Священного Синода были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению: служба общая священномученику Российскому ХХ века единому (26 декабря 2003 года) и служба общая преподобномученице Российстей ХХ века единей (24 декабря 2004)».

Решением Синода 27 декабря 2005 года были включены в состав Собора Московских святителей (память 5/18) октября) имена новоканонизованных иерархов: святителя Иннокентия Московского, Всероссийского Митрополита Макария, Патриархов Иова и Тихона, святителя Филарета, Крутицкого митрополита Петра и Московского митрополита Макария (Невского). В связи с этим было поручено «В Синодальной Богослужебной комиссии внести дополнения в службу Собора Московских святителей».

26 декабря 2006 года были утверждены две службы: общая мученику ХХ века единому и мученице ХХ века единей и они были рекомендованы к публикации Издательским советом. 21 августа 2007 года Синод утвердил общие службы преподобноисповеднице ХХ века единей и исповеднице ХХ века единей и направил их в Издательский Совет для публикации.

После кончины Патриарха Алексия II (†5. ХII.2008) заседание Синода 24 декабря 2008 года возглавил местоблюститель митрополит Смоленский Кирилл. Среди различных вопросов на нём был рассмотрен доклад архиепископа Алексия о работе Комиссии по исправлению акафиста праведному Иоанну Кронштадтскому, который ранее уже был употребляем. Праведный Иоанн был канонизован на Соборе 1990 года, который избрал Патриархом митрополита Петербургского Алексия. Его канонизация положила начало первосвятительского служения Алексия II, а акафист ему, таким образом, завершил служение Патриарха. Акафист ранее был дан почившему Патриарху архиепископом Алексием, он его рассмотрел «и согласно его резолюции препровожден на утверждение Священного Синода». Текст акафиста был утвержден, рекомендован «к общецерковному богослужебному употреблению» и к изданию.

10 октября 2009 года Синоду были представлены акафисты Новомученикам и исповедникам Российским, а также акафист Царственным страстотерпцам, которые были утверждены и были направлены «в Издательство Московской Патриархии для издания». Необходимо добавить, что акафист Царственным страстотерпцем первоначально был представлен в 2001 году одновременно со службой им, но он был отклонён Синодом. Спустя время мы вернулись к работе над ним и в результате он был значительно переработан.

25 декабря 2009 года архиепископ Алексий представил Синоду службу Собору преподобных Оптинских старцев, она традиционно была утверждена и направлена «в Издательство Московской Патриархии для издания».

Особая страница работы комиссии – это акафистография, так называют этот вид деятельности-творчества современные исследователи. Они отмечают: «За последние 18 лет через Комиссию прошло всего 13 (!) акафистов (список прилагается)». Отмечается негативная ситуация в отношении их создания: «В последние месяцы произошли события, еще более осложнившие работу Комиссии: 15 сентября 2009 г. скончался один из ее старейших и наиболее опытных участников – архимандрит Матфей (Мормыль)». Перевод председателя Комиссии на Костромскую кафедру был расценён также как ухудшение ситуации с акафистами. Поэтому общая ситуация с акафистами характеризуется следующим образом: «число акафистов и служб, которые реально востребованы в епархиях, в десятки, если не в сотни, раз больше того количества, с которым может справиться Синодальная Богослужебная комиссия». Но аналогичная ситуация наблюдалась и в отношении служб. Заседания комиссии проходили каждый четверг, для чего требовалось немалое количество личного времени, но с точки зрения потребностей и востребованности данного труда, то заседать нужно было семь дней в неделю. Но некоторое время спустя работу над акафистами передали в ведение особой группы, работу которой возглавил Калужский митрополит Климент.

31 мая 2010 года Синод утвердил Службу преподобным Иулиании и Евпраксии Московским, которые были сёстрами святителя Алексия.

Через год 30 мая 2011 года на Синоде были одобрены отчеты синодальных учреждений, а также был принят «к сведению отчет Синодальной богослужебной комиссии». В своей деятельности Комиссия должна была реагировать на проблемы в обществе. Поэтому 27 июля 2011 года Костромский архиепископ Алексий представил в Синод Чин молитвенного утешения сродника, «живот свой самовольно скончавшего». При этом оговорено, что если сродники лица, «окончившего жизнь самоубийством», обратились «с просьбой о поминовении, священник может совершать таковое в своей келейной молитве словами преподобного Льва Оптинского». Предписывалось также опубликовать данный чин «с представленным Синодальной богослужебной комиссией предисловием».

В 2011 году были прославлены Богослужебными текстами новомученики. 5 – 6 октября была утверждена служба Собору новомучеников и исповедников земли Белорусской, а 27 – 28 декабря на Синоде была утверждена служба Собору новомучеников и исповедников Радонежских. 4 октября 2012 года на заседании Синода была утверждена «к общецерковному богослужебному употреблению» служба гимнографу нашего времени, священноисповеднику Афанасию Ковровскому. Служба святителю Афанасию Ковровскому «стала одной из последних работ, подготовленных Богослужебной комиссией под руководством и с участием владыки Алексия». Можно добавить ещё одну особенность составления этой службы. Отец Андроник на заседании Комиссии предложил включить в эту службу стихиры, написанные самим владыкой Афанасием для службы русским святым, где есть слова: «Русь святая храни веру православную, в нейже тебе утверждение», только отредактировать в ней эти слова так, что святитель призывал, научал: Русь святая…».

В 2011 году издательство Московской Патриархии выпустило «Минею общую новомученикам и исповедникам Российским». В комиссию ранее поступил комплект всех служб им и после продолжительной редакторской работы, утверждения Синодом вышло такое важное издание для нашего времени. Благодаря этой книге стало возможно совершение служб всем новопрославленным новомученикам и исповедникам с учетом всех ликов их святости. Это совершенно новое явление в современной Богослужебной жизни нашей Церкви.

В целях молитвенного поддержания семьи и семейных уз на Синоде 25 – 26 декабря 2012 года был учреждён дополнительный день «празднования памяти святых благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев», которые являются покровителями семьи. Дата была определена – «в воскресеный день, предшествующий 19 сентября (6 сентября по ст. ст), в воспоминание перенесения их честных мощей в 1992 году». В этот день предписывалось произносить проповеди и на сугубой ектении – особые прошения о сохранении семьи. «Синодальной богослужебной комиссии в срок до 1 апреля 2013 года представить на рассмотрение Священного Синода текст молитвы для прочтения по окончании Божественной Литургии в дни памяти святых Петра и Февронии об умножении любви, укрепления семей, сохранения супружеской верности, дарования целомудрия еще не вступившим в брак и о помощи готовящимся к вступлении в семейную жизнь». Стала приносить свои плоды работа акафистной группы, одновременно митрополит Калужский и Боровский представил на утверждение Синода ряд акафистов.

Затем 16 июля 2013 года были утверждены тексты служб, представленные архиепископом Алексием: святителю Иоанну Шанхайскому, святителю Илариону (Троицкому) и преподобному Симеону Псково-Печерскому. Причем, о первой службе было сказано: «Утвердить для общецерковного употребления принятый в епархиях Русской Зарубежной Церкви текст службы святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому, как памятник литургического творчества русского зарубежья с учетом поправок, внесенных Синодальной богослужебной комиссией и принятых Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви».

Однако, жизнь архиепископа Алексия (†3.12.2013) постепенно угасала. «В конце своего земного пути владыка долго и тяжело болел, всецело полагаясь на волю Божию». Но рабочий ритм Комиссии, заложенный им, продолжался. Каждый четверг проходили заседания, за исключением тех дней, когда был церковный праздник, или канун праздника и московским членам Комиссии было бы трудно возвратиться в Москву до начала вечернего Богослужения. Письменные представления в Синод шли за подписью секретаря комиссии, игумена Андроника, и важную связующую роль с руководством Патриархии выполнял протоиерей Павел Хондзинский. Так, 25 – 26 декабря 2013 декабря слушали: «Рапорт Синодальной богослужебной комиссии о рассмотрении комиссией службы святой праведной Софии Слуцкой, проект которой был подготовлен в Белорусском Экзархате». Было принято решение: «1. Представленную службу святой праведной Софии Слуцкой утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению. 2. Направить текст утвержденной службы в Белорусский Экзархат для издания». Одновременно было принято решение об утверждении службы благоверному князю Владиславу Сербскому. Кроме того, был утвержден Чин молебного пения во дни губительных бедствий и техногенных катастроф. На следующем Синоде (19 марта 2014) была утверждена представленная Комиссией служба преподобному Серафиму Вырицкому.

25 июля 2014 года произошло назначение Синодом нового председателя Комиссии: «Председателем Синодальной богослужебной комиссии назначить Преосвященного архиепископа Курганского и Шадринского Константина, поручив ему представить на утверждение Синода обновленный состав комиссии». 25 декабря 2014 года на Синоде новый председатель рапортом представил новый состав комиссии. Наряду со старыми членами комиссии названы новые: епископ Ирпенский Климент, протоиерей Николай Балашов, протоиерей Феодор Гуряк, протоиерей Георгий Соколов, иерей Михаил Желтов, иерей Константин Павлюченко, диакон Владимир Василик, Алексей Мстиславович Пентковский. В Комиссии появились технические сотрудники: преподаватели протоиерей Сергий Забелич и иеромонах Таврион (Смыков). Спустя некоторое время в состав комиссии вошли братья-архимандриты Кирилл и Мефодий (Зинковские). 6 октября 2017 года, согласно рапорта митрополита Константина, в состав комиссии Синодом были включены архиереи Зарубежной Церкви: архиепископ Берлинский Марк и епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн.

Чтобы интенсифицировать работу Комиссии, была реорганизована её работа. Будучи ранее ректором Петербургской академии, владыка создал из приглашённых петербургских специалистов петербургскую группу, а прежний состав Комиссии стал выполнять функцию московской группы. Обе группы стали работать самостоятельно, а раз в месяц в Лавре проходило пленарное заседание всей Комиссии, т.е. обеих групп. При этом принимались отредактированные в группах тексты, после чего они отправлялись на утверждение в Синод. Представляемые в Синод службы стали рассылаться членам Синода и они после этого присылали в Комиссию свои замечания. В конце года утверждался также график работы обеих групп, который спускался в Комиссию для исполнения.

Под руководством нового председателя было разработано «Положение о Синодальной богослужебной комиссии», был создан сайт Комиссии, на котором помещалась информация о заседаниях, об утверждённых службах. Вскоре (5 мая 2015 года) владыка Константин был переведен из Кургана на Петрозаводскую кафедру, что географически было ближе к месту заседаний комиссии. На этом же Синоде была утверждена служба почитаемому целителю нашего времени, святителю Луке, архиепископу Симферопольскому.

На следующем заседании Синода, 13 июля 2015 года, был определен день «особой молитвы о Божием творении» – первое воскресение сентября. Был также утвержден «Чин молебного пения о сохранении творения Божия». Одновременно было дано указание «Синодальной богослужебной комиссии представить изменения в последование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в соответствии с поправками, внесенными Священным Синодом в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших, а также с учетом множества имен святых, внесенных в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской от времени составления соответствующего последования».

22 октября 2015 года на заседании Синода была утверждена Служба святым, в земле Санкт-Петербургской просиявшим, а также тропари и кондаки Собору Вятских святых, преподобномученикам Белогорским, преподобномученику Варлааму Белогорскому, праведному Петру Владимирскому, преподобному Алексию Зосимовскому, священномученику Сергию Скворцову. На заключительном заседании Синода этого года, 24 декабря 2015 года, было утверждено Положение о Синодальной богослужебной комиссии, а также служба священномученику Вениамину Петроградскому «и иже с ним пострадавшим» и тропари, кондаки и молитвы Косинской иконе Богоматери и священномученику Владимиру Амбарцумову.

Довольно насыщенным был 2016 год. 16 апреля 2016 года на заседании Синода был утверждён текст службы иконе Божией Матери Черниговская-Гефсиманская, а также тропарь, кондак и молитва праведному Павлу Таганрогскому. 13 июня 2016 года согласно рапорта митрополита Петрозаводского Константина был утвержден текст особых прошений «обо всех убиенных в годы репрессий» для включения их в заупокойные Богослужения. Затем 15 июля 2016 года Синод утвердил представленные председателем комиссии особые прошения о страждущих недугами пьянства и наркомании, которые должны произноситься во время Богослужения в день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи». Также были утверждены Служба икона Божией Матери Свенская-Печерская и тропарь, кондак, молитва преподобному Герману Зосимовскому.

Нередко постановления Синода касаются сразу работы Богослужебной комиссии и акафистной группы. 21 октября 2016 года в одном Синодальном решении последовало утверждение творений, представленных митрополитами Климентом и Константином: служб в честь иконы Богоматери Албазинской, тропаря, кондака и молитвы преподобным Геннадию и Никифору Важеозерским, а также акафиста Серафимо-Дивеевской иконе Пречистой Девы. 27 декабря 2016 года Синод утвердил в ответ на рапорты митрополитов Климента и Константина службы в честь иконы Богоматери Табынской и преподобного Льва Оптинского и акафист благоверному князю Олегу Брянскому. Так в одном решении объединяются тема служб и акафистов. Такой подход иногда использовался в Синоде и в последующее время.

9 марта 2017 года Синод утвердил службы «с поправками, внесенными Священным Синодом», Собору Дивеевских святых, преподобному Илариону Оптинскому, а также тропарь и кондак преподобному Адриану Ондрусовскому. 29 июля 2017 года была утверждена служба Собору Липецких святых, а также тропарь, кондак преподобному Далмату Исетскому. 28 декабря 2017 года Синод, объединил представления митрополитов Климента и Константина, утвердил службы священномученикам Николаю и Иннокентию, пресвитерам Новосибирским, священномученику Мисаилу, епископу Рязанскому, священномученику Петру, архиепископу Воронежскому, новомученицам Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовским, а также три акафиста.

Ряд новых утверждений последовал в 2018 году. 14 мая Синод рассмотрел документ Межсоборного присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви». В принятом решении один пункт гласит следующее: «Поручить Синодальной богослужебной комиссии подготовить и представить на утверждение Священного Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника». На этом же Синоде были утверждены службы Собору Кемеровских святых, священномученику Михаилу, пресвитеру Орловскому, новомученикам Быковским, праведному Алексию, пресвитеру Московскому. 15 октября 2018 года Синод утвердил службу Отцам Поместного Собора Церкви Русской 1917 – 1918 годов. Служба была подготовлены в Свято-Тихоновском университете и доработана Комиссией. 28 декабря 2018 года Синод утвердил представленные митрополитом Константином службы в честь иконы Богоматери Снетогорской, святителю Ионе Ханькоускому, преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким, преподобным Александру-Пересвету и Андрею-Ослябе Радонежским, а также тропарь, кондак и молитву священномученику Сергию (Лебедеву).

Традиционно, утверждая службы, Синод отправлял их в Издательский отдел для публикации и в 2018 году вышла «Дополнительная минея», содержащая новые службы новоканонизованным святым. Книга издана в двух частях, тексты набраны церковно-славянским шрифтом.

Подводя итог нескольким годам своего председательства, владыка Константин пишет в статье, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» в 2019 году: «В 2015 – 2018 годах Комиссия рассмотрела и направила на утверждение Священному Синоду более 50 служб и иных Богослужебных последований святым Русской Церкви».

С учетом поправок, предложенных Синодом, 26 февраля 2019 года был принят текст молитвы перед принятием лекарства и тропарь, кондак и молитва преподобному Ионе Яшеозерскому. В ответ на рапорты митрополитов Константина и Климента 26 декабря 2019 года были утверждены службы в честь иконы Пресвятой Богородице Всецарица, преподобномученицам Анне и Матроне Алексиевским, преподобному Мисаилу Абалакскому и восемь акафистов.

В феврале 2020 года прошло пленарное заседание Комиссии, после чего в связи пандемией наступил длительный перерыв в заседаниях Комиссии. Постепенно деятельность московской группы возобновилась, но это уже было не традиционное заседание всей группы в Лавре, как это было до этого, а благодаря электронной почте и рассылкам по ней начались индивидуальные занятия с присланными текстами.

Тем не менее, 11 марта 2020 года Синодом были утверждены тропари и кондаки священномученику Василию Максимову, пресвитеру Кабановскому, священномученику Иоанну Смирнову, пресвитеру, священномученику Сергию Кудрявцеву, пресвитеру Анискинскому, преподобномученице Дарии (Зайцевой), мученику Иоанну Попову. 16 – 17 июля 2020 года Синод утвердил службы в честь иконы Богоматери Колочской, священномученику Константину Богородскому, преподобному Анатолию Оптинскому старшему, преподобному Анатолию Оптинскому младшему, преподобному Антонию Оптинскому, преподобному Варсонофию Оптинскому, преподобному Иосифу Оптинскому, преподобному Исаакию Оптинскому, преподобному Макарию Оптинскому, преподобному Моисею Оптинскому, преподобному Нектарию Оптинскому. 29 октября 2020 года Синод утвердил порядок утверждения Богослужебных текстов местночтимым святым.

13 апреля 2021 года последовало утверждение тропаря, кондака и молитв святым угодникам Божиим: священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому; священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому; священномученику Константину Некрасову, пресвитеру; преподобномученику Никону (Беляеву). На следующем заседании, 17 июня, Синод утвердил материалы, представленные митрополитами Константином и Климентом: молитвы священномученику, митрополиту Киевскому; преподобному Гавриилу Самтамврийскому; Апостолу Иакову, брату Господню по плоти; преподобному Иустину (Поповичу) Челийскому; равноапостольному Косме Этолийскому; мученику Лонгину Сотнику; святителю Нектарию Эгинскому; святителю Николаю (Велимировичу), Охридскому и Жичскому; равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому; преподобному Паисию Величковскому; преподобному Паисию Святогорцу; священномученику Петру, митрополиту Крутицкому, праведному воину Феодору Ушакову, преподобному Максиму Греку и акафист праведному Феодору Ушакову.

В 2022 году стали возрождаться пленарные заседания в Лавре, как это было до пандемии. 24 марта 2022 года Священный Синод утвердил к общецерковному богослужебному употреблению Чина благословения лечебницы, Молебное пение пред хирургическим действием, благодарственные прошения и молитву после успешной хирургической операции, тропари и кондаки священномученику Андрею Зимину пресвитеру, священномученику Павлу Лазареву пресвитеру тропарь, кондак и молитву преподобномученице Вере (Морозовой). 25 марта 2022 года согласно рапортов митрополитов Константина и Климента были утверждены тексты служб священномученику Агафангелу, митрополиту Ярославскому; священномученику Павлину, архиепископу Могилевскому; священномученику Петру, митрополиту Крутицкому; преподобномученику Ефрему Новому, Неамакринского чудотворцу; преподобномученику Феофану (Графову), диакону; преподобной Елене Московской, а также 9 акафистов. И в конце 2022 года, 29 декабря, были рассмотрены Богослужебные тексты, представленные митрополитами Константином и Климентом, утверждены были службы священномученику Кириллу, митрополиту Казанскому; святителю Антонию, архиепископу Воронежскому преподобномученице Великой княгине Елисавете, новомученикам Богородским, новомученикам Коломенского духовного училища, преподобноисповеднику Гавриилу Мелекесскому, преподобному Антипе Валаамскому (Афонскому), преподобному Гавриилу Самтаврийскому, а также восемь акафистов.

16 марта 2023 года синодом было утверждено несколько чинопоследований: Молебное пение в начале учебного года в высших и средних учебных заведениях, Молебное пение перед экзаменами, прошения и молитва для благодарственного молебна по случаю окончания высшего или среднего специального учебного заведения, прошения и молитву для благодарственного молебна по случаю окончания школы, тропарь и кондак святой диаконисе Олимпиаде Константинопольской.

16 мая 2023 года митрополит Константин представил на утверждение Молебное пение святому страстотерпцу царевичу Алексию о страждущих гемофилией, Молебное пение по случаю поиска работы, тропарь и кондак преподобномученику Никанору, архиепископу Перервинскому, тропарь, кондак и молитву священномученику Владимиру Панькину. Одновременно было принято решение о работе Синодальной богослужебной комиссии: «В связи с необходимостью активного взаимодействия между председателем и членами Синодальной богослужебной комиссии, а также в связи с целесообразностью частого пребывания председателя Синодальной богослужебной комиссии в Московском регионе: 1. Считать необходимым назначить председателем Синодальной богослужебной комиссии архиерея, пребывающего близ Москвы. 2. Освободить Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина от должности председателя Синодальной богослужебной комиссии с вынесением благодарности за понесенные труды. 3. Назначить Преосвященного митрополита Тверского и Кашинского Амвросия на должность председателя Синодальной богослужебной комиссии с поручением ему вынести на очередное заседание Священного Синода предложения по обновлению состава Комиссии и порядка ее работы». Владыка Амвросий стал пятым председателем Комиссии. Подводя итог её работе под председательство владыки Константина, необходимо отметить, что за девять лет «было составлено, отредактировано и передано на утверждение Священного Синода порядка 200 служб и Чинопоследований».

В целом можно сказать, что плоды деятельности Богослужебной комиссии отражаются в постановлениях Священного Синода и поэтому они являются важным источником для её истории. Благодаря Синодальным решениям творения Комиссии входят в Богослужебное наследие нашей Церкви, прославляя отечественных святых. Одновременно, гимнографическое творчество стимулирует и работу исследовательской мысли.

Митрополит Амвросий

Митрополит Тверской
и Кашинский Амвросий

Председатель Синодальной богослужебной комиссии

Образование и начало церковного служения

  • 1970

    Родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области в семье рабочих.

  • 1982

    С 1982 года нес церковное послушание в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы № 5 города Железногорска был призван в ряды Советской армии, проходил службу с 1988 по 1990 год в городе Харькове. После армии поступил в Московскую духовную семинарию.

  • 1994

    7 апреля 1994 года ректором Московской духовной академии и семинарии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным) в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь преподобного Амвросия Оптинского (день тезоименитства 23 октября по н.ст.).

    29 мая 1994 года в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан иеродиакона.

    В сентябре 1994 года назначен регентом созданного академического хора студентов Московской духовной семинарии и академии.

    8 октября 1994 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Пинским и Лунинецким Стефаном (Корзуном) рукоположен в сан иеромонаха.

  • 1995

    В июне 1995 года окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс Академии. В июне 1999 года окончил Академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». После окончания Московской духовной академии оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора.

  • 2000

    В августе 2000 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братство обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря, с 2000 по начало 2005 года был регентом хора Сретенского монастыря.

  • 2003

    В 2003 году прошел краткосрочное обучение в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Основы государственно-церковных отношений».

  • 2004

    3 июня 2004 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым), по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена.

Архиерейство

  • 2004

    24 декабря 2004 года решением Священного Синода по рапорту архиепископа Кемеровского Софрония (Будько) определен быть епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.

    28 декабря 2004 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в соборном храме Сретенского монастыря Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита.

  • 2005

    26 марта 2005 года, в субботу 2-й седмицы Великого поста, за Литургией в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II совершена хиротония во епископа Прокопьевского, викария Кемеровской епархии. В хиротонии приняли участие 17 архиереев.

  • 2006

    Решением Священного Синода от 19 июля 2006 года назначен викарием Московской епархии, епископом Бронницким; на том же заседании Синода почислен на покой правящий архиерей Кемеровский епархии архиепископ Софроний (Будько).

    Указом Патриарха Алексия II от 26 июля 2006 года назначен настоятелем московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. В течение двух лет была осуществлена полная реставрация храма.

    В 2006 году Патриархом Алексием II назначен председателем Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете города Москвы. В период с 2006 по 2008 год Комиссией были впервые проведены два молодежных московских форума «Вера и дело».

  • 2008

    Решением Священного Синода от 6 октября 2008 года назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

  • 2009

    С 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось воссоздание художественного убранства академического храма Санкт-Петербургской духовной академии.

    В 2009 году город передал Духовной академии историческое здание из комплекса Духовной семинарии по адресу набережная Обводного канала, 15.

  • 2010

    К маю 2010 года роспись сводчатого потолка академического храма была завершена.

    В августе 2010 года Санкт-Петербургская духовная академия получила государственную лицензию на осуществление образовательной программы по специальности «Теология» (031900) высшего профессионального образования.

    31 августа 2010 года епископ Амвросий освятил новые росписи алтаря, после чего были завершены росписи основного объема, притвора и прилегающих помещений.

  • 2011

    2 апреля 2011 года назначен председателем Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

    29 мая 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма Санкт-Петербургской духовной академии.

  • 2013

    В 2013 году по благословению епископа Амвросия создано издательство Санкт-Петербургской духовной академии. Журнал «Христианское чтение» был включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

  • 2014

    1 февраля 2014 года, в день пятилетия со дня интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, за Литургией в Храме Христа Спасителя Патриархом во внимание к усердным трудам на благо Санкт-Петербургской духовной академии возведен в сан архиепископа.

  • 2015

    С 2015 года — член Синодальной комиссии по канонизации святых.

  • 2016

    В декабре 2016 года было вручено свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская духовная академия Русской Православной Церкви».

  • 2017

    6 октября 2017 года решением Священного Синода была сформирована рабочая группа по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской Церковью Финляндии, сопредседателем которой со стороны Русской Православной Церкви был определен архиепископ Петергофский Амвросий.

  • 2018

    В 2018 году одно из зданий исторического комплекса Духовной академии было полностью отремонтировано и оборудовано как паломническая гостиница.

    За годы ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий рукоположил в сан диакона 198, а в сан священника 103 кандидата из числа студентов и преподавателей Академии.

    14 июля 2018 года решением Священного Синода освобожден от должности ректора Санкт-Петербургской духовной академии и назначен ректором Московской духовной академии.

  • 2019

    В 2019–2020 годах — сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете города Москвы.

    30 августа 2019 года решением Священного Синода освобожден от должности ректора Московской духовной академии и назначен наместником Сретенского монастыря в Москве и ректором Сретенской духовной семинарии.

  • 2020

    25 августа 2020 года решением Священного Синода назначен митрополитом Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии. 28 августа 2020 года за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

    20 ноября 2020 года утвержден в должности священноархимандрита мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь.

митрополит Берлинский и Германский Марк

Германская епархия Русской Зарубежной Церкви

митрополит Нежинский и Прилукский Климент

председатель Календарной комиссии Украинской Православной Церкви, председатель Синодального информационно-просветительского отдела, председатель Учебного комитета и член Церковного суда Украинской Православной Церкви, кандидат богословия

епископ Зарайский Константин

викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, кандидат богословия

протоиерей Николай Балашов

советник Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в сфере внешних церковных связей, доктор богословия

архимандрит Афанасий (Соколов)

ректор Минской духовной академии, кандидат богословия

архимандрит Макарий (Веретенников)

профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории

игумен Петр (Ерышалов)

наместник Ипатьевского монастыря города Костромы, председатель богослужебной комиссии Костромской епархии

протоиерей Максим Максимов

член Синодальной комиссии по канонизации святых с 2009 по 2021 г. секретарь Богослужебной епархиальной комиссии, имеет опыт в редактировании и составлении новых молитвословий, знаком со многими житиями новомученников, преподаватель Коломенской духовной семинарии, кандидат богословия, доцент

игумен Иоанн (Самойлов)

председатель Богослужебной комиссии Московской епархии, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии

протоиерей Феодор Гуряк

доцент Санкт-Петербургской духовной академии, кандидат богословия

иерей Михаил Асмус

старший преподаватель МГУ им. Ломоносова кафедры византийской и новогреческой филологии, преподаватель систематического богословия и патрологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподаватель в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель в Николо-Угрешской духовной семинарии, автор статей научно-богословской периодики – секретарь Синодальной богослужебной комиссии

иерей Иоанн Нефедов

заведующий отделом богослужебных книг Издательства Московской Патриархии

иерей Михаил Желтов

заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, доцент Московской духовной академии, кандидат богословия

иерей Константин Рева

проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии, секретарь координационной рабочей группы Сообщества преподавателей литургики Учебного комитета Русской Православной Церкви, магистр богословия, магистр теологии

игумения Сергия (Ежикова)

секретарь комиссии по канонизации святых Московской епархии

протодиакон Владимир Василик

доцент Санкт-Петербургского государственного университета и Сретенской духовной академии, кандидат богословия, кандидат филологических наук, доктор исторических наук

Пентковский Алексей Мстиславович

профессор Московской духовной академии, доктор восточных церковных наук

Александр Геннадьевич Кравецкий

Ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН, Руководитель научного центра по изучению церковнославянского языка (ИРЯ РАН), автор учебника церковнославянского языка для семинарий, кандидат филологических наук

I. Общие положения

1. Синодальная богослужебная комиссия (именуемая в дальнейшем — «Комиссия») является коллегиальным органом при Патриархе Московском и всея Руси (именуемом в дальнейшем «Патриарх») и Священном Синоде Русской Православной Церкви (именуемом в дальнейшем «Священный Синод»).

2. Комиссия подотчетна Патриарху и Священному Синоду.

3. В своей деятельности Комиссия руководствуется Уставом Русской Православной Церкви, постановлениями и определениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха, определениями Священного Синода, настоящим Положением.

4. Высшее руководство и начальственное наблюдение за деятельностью Комиссии осуществляют Патриарх и Священный Синод.

5. Текущее руководство Комиссией осуществляет Председатель Синодальной богослужебной комиссии (именуемый в дальнейшем — «Председатель»).

6. Председатель назначается и освобождается от должности Священным Синодом.

7. Положение о Комиссии, изменения и дополнения к нему утверждаются Священным Синодом.

II. Задачи Комиссии

8. Составление новых и редактирование существующих богослужебных текстов и чинопоследований по поручению Патриарха и Священного Синода.

9. Проведение экспертизы богослужебных текстов и чинопоследований по поручению Патриарха и Священного Синода.

10. Продолжение трудов по упорядочению богослужебной практики и редактированию богослужебных текстов.

11. Поддержка научных исследований, связанных с формированием источниковой базы для изучения богослужения Православной Церкви и его истории.

12. Рассмотрение вопросов, связанных с богословским и миссионерским значением православного богослужения.

13. Подготовка материалов, документов и дел, подлежащих рассмотрению Патриархом и Священным Синодом по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

14. Внесение на рассмотрение Патриарха и Священного Синода предложений по результатам деятельности Комиссии.

III. Состав Комиссии

15. Председатель осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии; утверждает план работы Комиссии; созывает заседания Комиссии, определяет их периодичность, повестку дня и руководит их работой; представляет результаты деятельности Комиссии Священному Синоду; утверждает протоколы заседаний Комиссии, подписывает исходящую корреспонденцию; издает в пределах компетенции Комиссии распоряжения, обязательные для исполнения всеми членами Комиссии; выполняет другие функции, возлагаемые на него Патриархом и Священным Синодом, а также настоящим Положением.

16. Состав Комиссии утверждается и изменяется определением Священного Синода по представлению Председателя. Членами Комиссии назначаются специалисты в области литургики, гимнографии, богословия, церковнославянского и греческого языков, церковного пения и искусства из числа епископата, клириков, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.

17. Секретарь Комиссии, утверждаемый в своей должности Священным Синодом по представлению Председателя, составляет протоколы заседаний, ведет текущую переписку, заведует архивом Комиссии.

18. Для выполнения текущих работ при Комиссии может действовать аппарат, сотрудники которого назначаются Председателем.

19. Комиссия вправе привлекать специалистов к участию в работе в качестве экспертов.

20. Комиссия может образовывать рабочие группы и иные рабочие органы по мере необходимости.

IV. Деятельность Комиссии

21. Деятельность Комиссии осуществляется в соответствии с Регламентом, утвержденным Председателем.

22. Комиссия взаимодействует с епархиальными богослужебными комиссиями в соответствии с настоящим Положением, Регламентом Комиссии, а также документами, нормирующими деятельность епархиальных богослужебных комиссий.

23. Деятельность Комиссии прекращается по решению Священного Синода.

Методические рекомендации для авторов-составителей новых гимнографических текстов

I. Общие рекомендации к гимнографическим последованиям

  1. Авторам-составителям песнопений рекомендуется опираться на древние гимнографические образцы, содержащиеся в Минее, Октоихе, Триодях Постной и Цветной. При подаче службы в епархиальную и затем Синодальную богослужебные комиссии использованные образцы указываются в примечаниях к отдельным песнопениям для облегчения дальнейшей редактуры текста и работы с ним.
  2. Желательно широкое использование в гимнографии цитат из славянской Библии или аллюзий на библейские тексты, а также творений святых отцов, включая прославляемых в службе (при наличии). При подаче службы в епархиальную и затем Синодальную богослужебные комиссии цитаты сопровождаться примечанием с точной ссылкой на соответствующий стих Священного Писания, святоотеческие источники.
  3. В тексте службы отражаются наиболее важные факты из жития святого и их значение для Церкви и спасения. В то же время служба не должна превращаться в пересказ жития.
  4. В рамках самостоятельных гимнографических циклов — канона, циклов стихир на «Господи, воззвах», на стиховне, на хвалитех, — следующие друг за другом строфы (тропари канона, отдельные стихиры) не должны неоправданно повторять одну и ту же мысль, но последовательно раскрывать образ святого и его подвига.
  5. Гимнографические тексты должны быть благозвучны, иметь внутреннюю ритмику, соответствовать основным законам богослужебной поэзии. Кроме того, при распеве на выбранный глас или подобен желательно, чтобы мелодическое и смысловое ударения совпадали.
  6. При составлении богослужебных текстов не следует увлекаться многословием.
  7. Следует с осторожностью использовать отдельные выражения славянского языка, калькирующие греческие грамматические конструкции (например, с иже в качестве артикля), а также архаичные славянские слова и словосочетания. Порядок слов и предложений должен легко восприниматься на слух. В тех случаях, когда одна и та же мысль может быть сформулирована по-церковнославянски различными способами, рекомендуется выбирать форму, более близкую к современному языковому сознанию.
  8. Гласовое оформление текстов службы должно соответствовать общим принципам построения служб Минеи (см. раздел III).
  9. Количество и примерная длина колен в стихирах, написанных на подобен, должны совпадать с подобном и друг с другом. Это же касается и соотношения тропарей канона со своим ирмосом.

II. Состав гимнографического последования

  1. Служба может иметь различный состав — от краткого до полного. Следует иметь в виду, что службы многим древним святым, в том числе очень почитаемым, имеют неполный состав.
  2. Не обязательно сразу составлять полную бденную службу. Во многих случаях достаточно ограничиться минимальным составом песнопений: один цикл из трех стихир на «Господи, воззвах», канон, тропарь, седален по 3-й песни канона и кондак с икосом.
  3. Исходя из потребностей богослужебной практики, написание службы можно начать с составления тропаря, кондака и, при необходимости, молитвы. Эти молитвословия могут подаваться для рассмотрения Синодальной богослужебной комиссией до того, как будут созданы прочие тексты службы.
  4. К минимальному составу службы (см. п. II. 2) могут быть последовательно добавлены, в порядке возрастания знака службы:
    • славники на «Господи, воззвах», на стиховне вечерни и утрени (= шестеричная служба; также в ее рамках возможно создание второго цикла стихир на «Господи, воззвах», на полиелейной и бденной службах наличие такого цикла весьма желательно);
    • циклы стихир на стиховне вечерни и на хвалитех утрени, а также седальны по кафизмах утрени (= славословная служба);
    • седален по полиелее и стихира по 50-м псалме (= полиелейная служба; для нее - также необходимо подобрать паремии на вечерне, прокимен и Евангелие на утрене);
    • стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне малой вечерни и стихиры на литии (= бденная служба).
  5. Для полиелейной и бденной служб допустимо написание второго канона утрени, а при желании — также и особого канона Пресвятой Богородице на утрене.
  6. Особые прокимен, Апостол, аллилуия и Евангелие на литургии могут быть указаны при любой службе, но для славословной, полиелейной и бденной служб такое указание является обязательным.
  7. При выборе паремий на вечерне, Евангелия на утрене, Апостола и Евангелия на литургии можно руководствоваться как указателем общих чтений по ликам святых, так и собственным выбором подходящих по содержанию отрывков из Священного Писания (в том числе, редко используемых или вовсе не используемых в богослужении).
  8. Является допустимым написание отдельного цикла тропарей на блаженнах для исполнения на третьем антифоне Божественной литургии вместо тропарей из 3-й и 6-й песней канона. Такой цикл состоит из так называемого ирмоса блаженн, которым служит первый тропарь блаженн воскресной службы Октоиха одного из 8 гласов, 4 или 6 тропарей и богородичена, сочиненных на подобен выбранного ирмоса блаженн.
  9. Стихиры на хвалитех, а также стихиры на малой вечерне (при наличии) рекомендуется сопровождать богородичнами. В службах с минимальным составом и шестеричной (см. пп. II. 2 и 4) приводятся крестобогородичны для стихир и седальна.
  10. Если память святого выпадает на пред- или попразднство, богородичны у стихир и седальнов заменяются песнопениями праздника (достаточно указать на принадлежность текста празднику и на начальные слова).
  11. Для сложных уставных сочетаний, когда память святого соседствует с каким-либо великим церковным праздником или попадает на те или иные особые дни периода Великого поста или Пятидесятницы и проч., текст службы должен сопровождаться соответствующими уставными указаниями.

III. Гласово-мелодическое оформление гимнографического последования

При составлении служб нужно помнить, что песнопения — это тексты, предназначенные для пения, даже если в повседневной практике они обычно читаются (как, например, подавляющее большинство канонов). Святые отцы древности, создавшие обширный корпус гимнографических произведений, который используется в Православной Церкви доныне, ни в коем случае не забывали о музыкальных аспектах их исполнения. Одни песнопения получали свои уникальные мелодии, другие снабжались указаниями на использованные при создании этих песнопений мелодические образцы.

Также необходимо учитывать разницу в осмыслении понятия глас в древней церковной музыке и в современном обиходном пении Русской Православной Церкви. В последнем гласы, фактически, сводятся к наборам вполне конкретных мелодий, тогда как в древней церковной музыке понятие гласа было существенно шире и подразумевало, скорее, общую окраску самых разнообразных мелодий в рамках одного гласа, достигавшуюся за счет использования определенных музыкальных ладов и/или наборов попевок.

При этом гимнографами древности гласы не использовались по собственному произволу, что легко можно увидеть, внимательно ознакомившись с гласовым оформлением служб Минеи, составленных еще в византийский период. Общие принципы мелодического и гласового оформления служб Минеи таковы:

  1. Строго различаются понятия самогласна и подобна. Самогласны имеют (вернее, должны иметь; на практике это в значительной мере утрачено) собственную мелодию, подобны исполняются на мелодию некоего образца — самоподобна.
  2. Из предшествующего прямо следует, что самогласны обладают более высоким статусом, чем подобны. Это проявляется, в том числе, в том, что славники — ни на «Господи, воззвах», ни на стиховне и проч., — никогда не пишутся на подобен (исключения — подобны «Доме Евфрафов» и «Ангельския предыдите силы»).
  3. В отличие от славников, рядовые стихиры на «Господи, воззвах» и на хвалитех преимущественно пишутся на подобны. Лишь у самых значимых праздников и памятей рядовые стихиры на «Господи, воззвах» также являются самогласнами.
  4. Рядовые стихиры на «Господи, воззвах», за очень редкими исключениями, пишутся циклами по 3 стихиры. Все стихиры цикла должны иметь один подобен, а следовательно — исполняться на одну мелодию и иметь один и тот же размер текста.
  5. Стихиры на стиховне вечерни также могут образовывать цикл из 3 стихир на один и тот же подобен. Однако встречаются и такие службы, где стихиры на стиховне являются самогласнами. Это связано с тем, что собственными стиховными стихирами на вечерне обладают лишь святые, отмеченные в Типиконе знаком красного цвета, то есть их служба имеет более праздничный статус, чем у других святых. Если стиховные стихиры не написаны на подобен, они могут иметь каждая свой собственный глас. Тем же принципам следуют стихиры на хвалитех.
  6. Стихиры на литии, как признак всенощного бдения, то есть максимально торжественной службы, в древних службах всегда бывают самогласнами[1] и не образуют никаких циклов; каждая стихира — сама по себе[2].
  7. В некоторых случаях подобны на «Господи, воззвах» (редко) и на хвалитех (чаще) образуют цикл не из 3, а из 4 стихир.

Для стихир на «Господи, воззвах» преимущественно используются следующие подобны:

  1. в 1 гласе — «Небесных чинов» и «Всехвальнии (или: Прехвальнии) мученицы». В службах Божией Матери возможно использование подобна «О дивное чудо»[3];
  2. во 2 гласе — «Киими похвальными венцы», «Егда от древа» (подобен «Доме Евфрафов» никогда не используется для стихир на «Господи, воззвах»);
  3. 3 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
  4. в 4 гласе — «Званный свыше (или: Свыше зван быв)», «Дал еси знамение», «Яко добля в мученицех»;
  5. в 5 гласе — «Радуйся» и ныне забытый подобен «Преподобне отче»;
  6. в 6 гласе — «Все отложше» (подобны «Тридневен» и «Ангельския предыдите силы» не используются для стихир на «Господи, воззвах»);
  7. 7 глас крайне редко используется для рядовых стихир на «Господи, воззвах» в службах святым;
  8. в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
  9. При наличии на «Господи, воззвах» двух циклов стихир порядковый номер гласа второго цикла, как правило, больше, чем у первого цикла (т. е. сначала 4-й, затем 8-й, а не наоборот).
  10. Славник на «Господи, воззвах» в службах святым чаще всего написан на 6-й глас либо на параллельный ему 2-й глас[4]; чуть реже — на 8-й глас либо параллельный ему 4-й; значительно реже используются 5-й и 1-й гласы; почти не используются 3-й и 7-й гласы.
  11. У стихир на литии порядковый номер гласа всегда возрастает от первой к последней стихире.
  12. Стихиры на стиховне либо бывают написаны без указания подобна (т. е. как самогласны), в этом случае обычно после одной стихиры на какой-либо глас следуют еще две с более высоким порядковым номером гласа, либо имеют один из следующих подобнов:
    • в 1 гласе — «Небесных чинов»[5];
    • во 2 гласе — «Доме Евфрафов». Особенность подобна «Доме Евфрафов» состоит в том, что славник и стихира на «И ныне» тоже могут быть написаны на этот же подобен (но не сами по себе, а в качестве единого цикла с предшествующими стихирами). Иногда на стиховне встречается подобен «Егда от древа», чего в рядовых службах рекомендуется избегать[6];
    • в 4 гласе — «Дал еси знамение»;
    • в 5 гласе — «Радуйся»;
    • в 6 гласе — «Тридневен»;
    • в 8 гласе — «Что вас наречем, святии», «О преславнаго чудесе».
    • Славник на стиховне, как правило, является самогласном и в выборе гласа для него прослеживаются те же закономерности, что и у славника на «Господи, воззвах».
    • Вслед за славником в службах тех памятей святых, которые не отмечены в Типиконе знаком красного цвета, всегда приводится крестобогородичен, который всегда имеет тот же глас, что и славник, но при этом является тем или иным подобном.
    • Стихира по 50 псалме никогда не пишется на подобен. В подавляющем большинстве случаев она имеет 6 глас.
    • Хвалитные стихиры утрени в целом следуют тем же правилам, что и стихиры на «Господи, воззвах», но даже в самые большие праздники они, как правило, представляют собой не самогласны, а подобны.
    • Обязательным является написание богородична для хвалитных стихир, поскольку устав предполагает его наличие «на ряду» (в отличие от богородичнов стихир вечерни, содержащихся в приложении к Минее). Богородичен должен иметь тот же глас, что и славник. Для памятей, выпадающих на периоды пред- и попразднств великих праздников, наличие богородична необязательно. Для славников 6 гласа на хвалитех богородичном обычно служит песнопение «Богородице, Ты еси лоза истинная» (здесь после упоминания апостолов может быть добавлено имя празднуемого святого). Для славников 8 гласа — песнопение «Владычице, приими».
    • Стихиры на стиховне утрени в целом следуют тем же правилам, что и стиховны вечерни, однако здесь никогда не используются подобны «Дал еси знамение» и «Радуйся» и крайне редко встречаются какие-либо самогласны помимо славника. В большинстве случае стиховна утрени в Минее включает только славник (самогласен) и крестобогородичен (по гласу славника, но на подобен), поскольку наличие этого элемента в службе автоматически означает ее рядовой, а не праздничный, характер.
    • При написании стихир на подобны очень важно, чтобы их действительно можно было так спеть[7].
    • Каноны утрени в рядовых службах Минеи чаще всего имеют 8-й либо 4-й глас. Также встречаются 6-й и 2-й гласы, прочие гласы — значительно реже.
    • Седальны могут иметь самые разные гласы, но чаще других встречаются 4 и 8. Нередко седальны имеют указания на подобен (это не те же подобны, что у стихир: в древности седальны имели собственную систему подобнов).
    • Кондак чаще всего бывает написан на 2, 3, 4, 8 гласы. У кондаков Минеи 3 гласа, как правило, указывается подобен «Дева днесь»; в этих случаях кондак соответствует размеру и композиции кондака Рождеству Христову. Кондаки других гласов также могут быть написаны на древние подобны.
    • Светильны Минеи никогда не имеют гласа, поскольку эти песнопения не входят в систему осмогласия[8].

Примечания

  1. Не считая тех случаев, когда на литию переносятся стихиры с «Господи, воззвах», написанные на подобен.
  2. Можно отметить, что в службе в Неделю всех святых, в земле Русстей просиявших, стихиры на литии имеют указания на подобен, но у каждой — свой, так что стихиры остаются обособленными.
  3. Это подобен стихир праздника Успения Пресвятой Богородицы; в службах византийского периода он не используется в службах святым. В службах русским святым такое встречается, но этого желательно избегать ради сохранения уникальности музыкального оформления службы Успению.
  4. В византийской и древнерусской системах осмогласия 1-й глас был параллелен 5-му, 2-й — 6-му и т. д.
  5. На стиховне этот подобен, характерный больше для стихир на «Господи, воззвах» либо на хвалитех, встречается редко — обычно в службах больших праздников, где на «Господи, воззвах» имеются самогласны.
  6. Ради сохранения уникальности музыкального оформления вечерни Великой пятницы, откуда он и позаимствован.
  7. Т. е. стихира на подобен «Доме Евфрафов» должна быть недлинной и удобно делиться на 5 мелодических строк; стихира на подобен «Яко добля», напротив, достаточно пространной и делиться на 9 мелодических строк; и т. д.
  8. В древности светильны имели собственную систему подобнов. При желании в современных службах допустимо их использование.
Порядок подачи служб и чинопоследований из епархий для рассмотрения Синодальной богослужебной комиссией
  1. Материалы для рассмотрения чинопоследований, служб и малых богослужебных текстов святым или иконам Богородицы, составленных с учетом Методических рекомендаций для авторов-составителей новых гимнографических текстов, подаются епархиальным архиереем на имя Святейшего Патриарха с сопроводительным рапортом.
  2. Все материалы предоставляются в бумажном и электронном виде.
  3. Богослужебные тексты направляются в формате DOC (DOCX), в гражданской гарнитуре, с цезурами и ударениями.
  4. К богослужебным текстам прилагаются:
    • выписка из решения епархиальной (митрополичьей) богослужебной комиссии, епархиального совета (совета митрополии), духовной школы или иного ответственного епархиального органа;
    • житие святого или сказание об иконе Богородицы, учитывающие новейшую историографию и снабженные списком использованной литературы;
    • сведения о канонизации или установлении празднования иконе Богородицы с указанием даты празднования по старому и новому стилям;
    • пояснительная записка к богослужебным текстам, содержащая сведения об авторе, его предыдущих гимнографических сочинениях (при наличии), его контактные данные; перечень источников, использованных при составлении службы; содержательный план службы (при наличии) и прочую информацию, облегчающую дальнейшую работу со службой;
    • перечень всех находящихся в употреблении богослужебных текстов этому святому или иконе Богородицы.
  5. Полученные материалы поступают в Комиссию из Канцелярии Московской Патриархии и размещаются в плане ее работы, который утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
  6. Комиссия рассматривает тексты в соответствии с утвержденным планом, высказывает суждение о них и передает их на утверждение Священным Синодом или возвращает в епархии, из которых они поступили, для доработки. Исправленные тексты подаются епархиями на повторное рассмотрение Комиссии в рабочем порядке.
  7. Молитвословия местночтимым святым подаются для рассмотрения Комиссией тем же порядком, что и богослужебные тексты общецерковным святым. Суждение Комиссии о таких молитвословиях доводится до сведения епархиальных архиереев Управляющим делами Московской Патриархии (см. журнал Священного Синода №113 от 29.12.2020 г.).